Аналоговая печать фотографий. Изи.

Заранее!!

Я не претендую на звание мастера печати. Более того, серьезно изучать ее начал совсем недавно.  Аналоговая печать фотографий на самом деле не такой уж и сложный процесс. И этот процесс может быть и не таким уж и затратным.

1 Аналоговая печать фотографий. Для начала.

Хорошо бы определится с такими вопросами, для чего это нужно вам. Не нужно сразу бежать и покупать супер навороченное оборудование и бумагу.  Так же на форумах можно встретить мнение, что печатать хорошо можно только на дорогом оборудовании с дорогими объективами. Разумеется дальше идет расписывание своего, естественно американские, немецкие бренды). В целом мой материал предназначен для людей, желающих попробовать… И возможно кому- то процесс аналоговой печати не понравится, кто- то разочаруется.  Так вот… возьмите самый дешевый из рабочих увеличитель (как выбрать будет далее), фонарь, бумагу. Оборудование на “Авито” можно найти за смешные деньги. Можно найти и бесплатно через знакомых.

Итак, чтоб печатать фотографии потребуется..

Фотоувеличитель, фотобумага, фотохимия, лотки, пинцеты. Красный фонарь.

Желательно- фототаймер, кадрирующая рамка.

Звучит это все много и сложно. Но давайте по порядку.

Фотоувеличитель.

Это пожалуй то, от чего зависит конечный результат. Выбор его будет зависеть от того, на какую пленку вы снимаете. Это может быть 120 или 135 (стандартная 35 мм.). Фотоувеличители , предназначенные для 120 пленки, как правило могут печатать и с пленки 35 мм. Далее увеличители делятся на диффузные и конденсорные.  Конструкции диффузных рассчитаны так, чтоб свет от лампы шел равномерно на негатив однородным, рассеяным потоком. Хороший пример диффузного света- освещение поверхностей в пасмурный день, оно равномерное. Фотоувеличители такой конструкции промышленностью бывшего СССР не выпускались, в продаже есть только зарубежные. Поэтому далее рассматривать в этом материале я не буду.

Конденсорный фотоувеличитель.

В конденсорном свет направляется на негатив параллельным потоком при помощи конденсора- устройства. состоящего из двух или трех линз. Ниже приведена общая схема устройство конденсорного фотоувеличителятакого устройства. Основные узлы и детали включают.

Корпус 1, который прикреплен к вертикальной балке 2 и может менять свою высоту посредством регулирующего винта 3, относительно проекционного стола 4.

На столе 4 и располагается бумага для печати, высотой и винтом 3 настраивается размер отпечатка.

Вместо балки 2 возможен специальный кронштейн, это даже удобнее. Главное- корпус фотоувеличителя должен легко менять свою высоту относительно проекционного стола, не иметь люфта, не менять свою высоту самопроизвольно.

В корпусе на рейке 5 расположена лампа 6. Рейка служит для регулирования лампы по высоте. Ближе к низу корпуса расположен блок конденсора 7. Он состоит из 2- 3 линз. . Лоток, 8, служит для размещения в нем матового стекла или фильтров. Объектив 9. Мех 10. Его задача простая- отсекать прохождение света наружу.  11- это винт для наводки на резкость. Хорошо бы, чтоб он фиксировался. Держатель негатива 12.

Как выбрать фотоувеличитель.

Еще раз повторюсь. Выбирая фотоувеличитель для хобби или для попробовать, не стоит гнаться за крутизной. Очень важно перед приобретением его увидеть. Поэтому, не ленитесь и поезжайте посмотрите, что получите. На самом деле, требования к нему просты. Главное, чтоб балка или кронштейн жестко крепились к проекционному столу, сам корпус не болтался на конструкции и мог надежно фиксироваться на любой высоте. Рейка с лампой легко двигаются вверх и вниз, вокруг своей оси. Мех не имеет дыр. Наводка на резкость осуществляется мягко, объектив чистый, с работающей диафрагмой.  Важный момент-  в линзах конденсора не должно быть воздушных пузырей. Так что внимательно их осмотрите на просвет. Здорово, если приобретая фотоувеличитель вам достанется в придачу и фотофонарь, лотки, фотореле.

И последнее

Даже не смотрите в сторону увеличителей УПА, всех моделей. КРОКУС- отличная надежная балка, дрянные конденсоры и объективы. Встречаются экземпляры с замененными линзами конденсора- тогда отлично, можно брать. Объектив поставите от “зенита”. “Ленинград”- нормальный, удобный увеличитель для дома. То- же можно сказать про “ДОН”.

В моем случае, при экстремально низком предложении удалось найти только “KROKUS 4SL”, Линзы к сожалению. в пузырях. Из- за этого его придется допиливать самостоятельно.

Фотофонарь.

Важная штука. Он нужен, чтоб не работать в темноте. Главное при его выборе- отсутствие трещин, повреждений в красном стекле и корпусе. Чтоб от него исходил только красный свет.

2. Аналоговая печать фотографий. Бумага и химия.

Главное здесь разобраться с обозначениями. Ассортимент и первого и второго- не так уж и велик. Глаза не разбегутся.

Фотобумага.

Предостережение. Я настоятельно заклинаю- не ведитесь на дешевую простроченную бумагу времен царя гороха. По крайней мере на первых порах, пока учитесь. Это опасно для вашего энтузиазма.

Итак… Фотобумага состоит из подложки и светочувствительного слоя (конечно есть еще вспомогательные слои, но не в этом сейчас суть). Подложка бывает бумажная и полимерная.

Подложка.

Бумажная подложка делится на тонкую, полукартон и картон. Тонкую невозможно использовать, в растворах химии становится слишком мягкой. Полукартон для домашнего применения, вплоть до форматов 15 на 20, вполне разумное решение. Картон, плотный, не раскисает, подходит для всех форматов. У картона и полукартона есть обратная сторона медали. Чем толще бумага- тем больше она впитывает растворов, тем ее дольше следует промывать.

Полимерная подложка- клад для фотолюбителя. Не впитывает растворы, не коробится при высыхании, не расползается, не раскисает.

Бумага так- же делится по виду поверхности. Матовая, полуматовая, глянцевая, тисненая. Моя любимая- последняя.

Про контрастность.

Последний в списке, но пожалуй первый по значимости показатель фотобумаги- контрастность.  В нынешней реальности по контрастности бумага делится на: контрастную особо контрастную, нормальную, полумягкую, мягкую. Для чего так? Ну например имеется  нормальный негатив. Если его печатать на нормальной бумаге, изображение получится с нормальным контрастом, а если его же печатать на особо контрастной- контраст фото повысится. Но вот если негатив получился очень контрастным. Если его печатать на нормальной бумаге, готовое изображение так и останется контрастным. Если же с него печатать на мягкой бумаге или полумягкой- изображение получится нормальным. Реальность такова, что не всегда на фотопленке получаются все кадры нормальной контрастности. В любительской фотографии можно обойтись и одной бумагой. Но, чтоб напечатать качественное фото для выставки могут потребоваться все виды бумаги.

Но выход из ситуации есть. Кроме бумаг с заданным контрастом, существует еще мультиконтрастная бумага. Эта бумага в зависимости от цвета освещения имеет разный контраст. Для для использования всех ее качеств требуются либо специальные цветные фильтры, либо специальный фотоувеличитель, способный менять цвет освещения. В следующих материалах остановлюсь на этом вопросе подробнее.

Так какую бумагу взять то?

Аналоговая печать фотографий в наше время не избалована разнообразием. Повсеместно в продаже можно встретить три производителя бумаги. Это “Славич”, “Foma”, “Ilford”. За “Фому” ничего не скажу, не пользовался. На двух других остановлюсь подробнее.

“Славич”

Российский производитель. Цена за бумагу приемлемая. Подложка импортная. На сайте указано, что выпускают еще и на полимерной подложке, в продаже не встречал. Матовую никогда не покупал, глянцевая, не очень то и глянцевая. У этого производителя мне больше всего нравится тисненая. Из контрастности представлены три- полумягкая, нормальная, контрастная. Есть деление на универсальную- унибром и портретную- бромпортрет. По факту бромпортрет нормальной контрастности мягче униброма. Для того, чтоб попробовать печатать фото, в первый раз- вполне достойный выбор. Есть фотохудожники, которые работают только с этой бумагой и продают свои работы за дорого.

“Ilford”

Аналоговая печать на этой бумаге-  одно удовольствие. Но, за удовольствие приходится платить примерно в 2, 5 раза больше, чем за отечественную бумагу. “Ilford” на российском рынке представлен в первую очередь мультиконтрастными сортами бумаги с разной текстурой и подложкой. Для того, чтоб вытащить из него максимум возможностей следует приобрести фильтры для мультиконтрастной бумаги, желательно производства этой- же фирмы. В набор входят желатиновые фильтры желтого и цианового цвета различной плотности. Добавляя желтый фильтр в световой поток, получаем менее контрастное изображение. Чем плотнее фильтр , тем сильней его эффект. Циановые соответственно увеличивают контраст.  Без фильтров фотографии будут получаться контрастными. Но, по своему опыту скажу, не смертельно контрастными. Даже с пленки “Тасма тип 25-л” фотографии мне нравятся.

Попробовав печатать на бумаге от славича и получив от процесса кайф, обязательно попробуйте “Ilford”.  Даже без фильтов, даже на простеньком фотоувеличителе, это того стоит. Мой фаворит из ассортимента этой компании это глянцевая перламутровая на полимерной подложке. Сочные, очень блестящие фотографии, которые не стыдно вешать на стену и дарить друзьям.

Фотохимия.

Тоже бывает разная. Но не стоит на этом акцентировать внимание. Начинать нужно со стандартного проявителя. Он как правило один из самых дешевых.  В фотоаптеке в наличии есть проявитель ст- 1. Достаточно простой и хороший выбор. Фиксаж- самый дешевый можно взять там- же, либо использовать тот, что используете при проявки пленки. Стоп- ванна- либо слабый раствор уксуса, либо лимонной кислоты.

Аналоговая печать фотографий. Резюме.

Для того, чтоб попробовать печатать фотографии достаточно самого простого увеличителя, простейшей бумаги и простой химии. Весь набор обойдется примерно в …. фотоувеличитель 500- 2000 рублей плюс бумага от 1000 рублей за пачку 25 листов размера 18 на 24 сантиметра, химия 600 рублей. Ванночки на первых порах можно заменить ненужной кухонной посудой, фотореле кухонным таймером. Главное в этом деле пробовать. А результат придет с опытом.

Следующий материал будет посвящен непосредственно печати фотографий. До новых встреч, кто дочитал, оставляйте комментарии.